пятница, 12 сентября 2008 г.

Ford Seattle-Ite XXI ConceptCar (1962)

Ford Seattle-Ite XXI ConceptCar (1962)

"Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями. Свобода мысли — ключ к прогрессивному автомобильному конструированию. Seattle-ite приведёт к созданию новых понятий в моделировании, комфорте и безопасности".

Это фрагмент брошюры, посвящённой концепткару Ford Seattle-ite XXI. Скромному ядерному автомобилю 1962 года. История эта началась, в 1958 году, когда Ford создал концепт-кар Nucleon. Отвечая на романтические настроения эпохи, Nucleon "приводился" в движение атомным реактором, установленным в задней части машины. Конечно, такой компактный реактор не был создан. Но американцы верили, что в будущем ядерные установки будут существенно уменьшены в размерах. И в чём-то они оказались правы. Компактные ядерные научились ставить на спутники. Ядерные реактивные двигатели полным ходом разрабатывались не только для космических ракет, но также для крылатых ракет и даже межконтинентальн ых бомбардировщиков . Nucleon, по неким умозрительным оценкам, должен был пробегать 8,9 тысяч километров без загрузки ядерного топлива,которое на заре атомной эры многим представлялось безопасным и жизнеспособным источником энергии. В 1962 году Ford построил полноразмерный Seattle-ite XXI, куда более завораживающий и элегантный, чем неказистый, Nucleon. Но главное — Seattle-ite оказался, без иронии, богатейшей россыпью идей "на будущее". Автомобиль имел четыре передних колеса — ведущих и управляемых одновременно. Четыре передних колеса несколько раз "всплывали" в истории автостроения, но так и не стали привычными для взгляда .Четыре передних колеса несколько раз "всплывали" в истории автостроения, но так и не стали привычными для взгляда.Для него "предусмотрели" компьютерное управление на магистрали, стеклянный колпак переменной прозрачности, повышающий эффективность кондиционировани я, управляемые жалюзи на заднем окне и рулевое управление без традиционного руля, позволяющее вести машину лишь слегка двигая кончиками пальцев. Источники энергии предусматривалис ь разные. Во-первых, топливные элементы с возможностью, "горячей замены". А во-вторых, как указывали инженеры "возможно, будут установлены", некие компактные ядерные устройства.Вся передняя часть автомобиля с четырьмя колёсами и силовым агрегатом в 400 лошадиных сил могла отстёгиваться, а на её место подсоединялся бы маленький модуль с экономичным 60-сильным мотором для неспешной городской езды. Всё управление подключалось бы через простой разъём. Салон Seattle-ite — традиционного руля нет.Ещё авторы машины заложили в проект-мечту интерактивную навигационную систему с подвижной картой местности и автоматическую информационную систему, показывающую, к примеру, состояние агрегатов и прогноз погоды. Всё это — за двадцать лет до изобретения микрочипов, за тридцать — до навигационных спутников и за сорок шесть — до наших дней, когда топливные элементы только-только стали жизнеспособными. Может, на очереди всё же ядерный привод? Сказать про ядерную энергию "безопасная" — это, конечно, слишком смело. Но посмотрите. Атомный Seattle-ite был наивной мечтой, но всё же чертовки красивой мечтой.Четыре передних колеса, дающие лучшую управляемость и устойчивость, лучшее торможение и сопротивляемость аквапланированию , после многих лет забвения вернулись в виде серийного суперкара Covini C6W (http://fotki.ya ndex.ru/users/RU SKII-CHERNI/albu m/37186/). Затеняемые по желанию водителя стёкла можно найти на некоторых дорогих лимузинах.Про компьютерную навигацию и говорить нечего. Да и настоящее управление автомобиля компьютером — уже не фантастика.Экспе риментальных таких машин — хоть отбавляй, а, скажем, система автоматической парковки — уже в продаже.Про модульные, составные и прочие трансформируемые автомобили до сих пор регулярно вспоминают лишь создатели концепт-каров. Люди предпочитают, если уж так нужно, купить два разных автомобиля — для города и для души. Конечно, далеко не все могут себе это позволить. Но и атомный шестиколёсник был бы не дешевле двух машин. Однако, несмотря на сомнительную реализуемость, Seattle-ite нельзя назвать неудачей. Дизайн Seattle-ite недвусмысленно указывает на начало космической эры.Где нынче размах, несвязанность догмами, который был присущ американским мечтателям 1950-х и 1960-х? "Передовые стилисты не ограничены существующими техническими и научными достижениями", — говорили автостроители. Не в атомном приводе дело, ей богу. Пусть это тупик. Но сам подход вызывает уважение. Много ли найдётся теперь столь же ярких идей.


Комментарии:

Отправить комментарий





<< Главная страница

This page is powered by Blogger. Isn't yours?

Подпишитесь на каналы Сообщения [Atom]

Hosted by uCoz